Государственный гидрологический институт в годы Великой Отечественной войны (авторы И.Л.Калюжный, В.Ю.Георгиевский)

В 1941г. Государственный гидрологический институт стал военной организацией в составе Главного Управления Гидрометслужбы Красной Армии (ГУГМС КА).

В начале войны, в целях создания оптимальных условий для работы и сохранения кадров специалистов и ученых, руководство ГУГМС КА приняло решение об эвакуации части института на Урал. При эвакуации были вывезена  из Ленинграда значительная часть библиотеки, научные фонды, архив, приборы и оборудование. Это позволило при приезде на новое место, сразу же приступить к выполнению работ по заданиям ГУГМС КА.

27 июля 1941 г.первая группа сотрудников ГГИ и их семьи были отправлены на Урал, в г.Свердловск; вторая - была эвакуировалась на барже и плыла по внутренним водным путям до Перми, далее поездом до Свердловска. Начальником эшелона первой группы был В.А.Урываев, вторую возглавил А.П.Доманицкий.

Третья небольшая группа под руководством В.П.Матвеева, отбыла в Свердловск в конце августа – начале сентября, незадолго до того как было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда со страной.

В эти же сроки из Ленинграда выехала группа специалистов-океанологов в Архангельск и Мурманск для обеспечения выполнения заданий Северного флота.

 

Работы Ленинградского Отделения Государственного гидрологического института по обслуживанию Ленинградского и Волховского фронтов

 

В Ленинграде остался коллектив сотрудников, которые сразу же приступили к оперативному  обслуживанию запросов Ленинградского фронта.

На 17 ноября 1941 г. штатная численность вольнонаемных Ленинградского отделения ГГИ составляла 212 человек.

Более 100 сотрудников ГГИ ушли на фронт. Часть сотрудников института добровольно вступила в народное ополчение. В кадровых войсках воевали- К.П.Воскресенский, О.А.Алекин, С.И.Пиньковский, А.М.Гаврилов, Д.Е.Скородумов, А.И.Чеботарев, Г.А.Алексеев, О.В.Попов и др.. В боях за Родину большая группа сотрудников Института погибла. О светлой памяти погибших свидетельствует Памятная Доска на парадной лестнице нашего института.

В дни блокады, руководство Ленинградским отделением института осуществлялось Е.М.Селюк. Ее вклад в работу Института в осажденном городе исключительно большой и по достоинству оценен как работниками института, так и Правительством страны: ст. техник-лейтенант Селюк Е.М. была награждена боевым Орденом Красной Звезды.

Для выполнения оперативных заданий командования Ленинградского и Волховского фронтов было создано в ГГИ оперативное подразделение, состоящее из трех групп: группы рек и озер, группы гидрологических прогнозов и группы болот.

По заданию начальника гидрометотделения оперативного отдела штаба фронта Я.Х.Иоселева, сотрудники первой группы, под руководством З.П.Богомазовой, составляли гидрологические описания рек и озер, производили инженерные расчеты, работали в полевых условиях, нередко на переднем крае обороны города. В заданиях предоставлялись сведения о водности рек во все времена года, глубинах, уровнях воды, подступам к водным рубежам, защищенности местности, характере берегов, русловых характеристиках рек Ленинградской области в местах пересечения их железными и шоссейными дорогами  и другие сведения необходимые для проведения боевых операций. Приводились также сведения о качественном составе воды для планирования технического водоснабжения армии и города. Регулярно составлялись обзоры фактического состояния рек и озер, включающие основные гидрологические характеристики на определенные даты. В первые дни войны обзоры распространялись на значительную часть территории Карелии, Ленинградской и смежных областей, далее - по мере продвижения фронта, эти территории сужались, но зато требовались детальные сведения по очень небольшим участкам рек и озер, которые могли решить успех проводимых войсковых операций. За первое полугодие было подготовлено более 50 подробных описаний, не считая мелких справок по текущим запросам.

В засушливом, 1941 г, обычные многоводные реки сильно обмелели, а ранее труднопроходимые их поймы и болота высохли. Потребовалась необходимость заболачивания местности в качестве водных преград. Была сформирована бригада под общим руководством ст.н.с. В.К.Давыдова, которая, рискуя оказаться в окружении, запроектировала и, вместе с командирами подразделений, построила много простейших гидротехнических сооружений, способных хотя бы на время задержать врага и обеспечить время необходимое для подготовки к обороне города.

Были выполнены рекогносцировочные обследования озер Карельского перешейка, отдельных участков р.Охта, возможного затопления участка внутренних рубежей обороны города водами р.Жерновки. Бригада сотрудников института, руководимая профессором Д.Л.Соколовским, выполняла проектные работы с выездом на передний край. Ими был выполнен проект, а впоследствии и создано воинскими подразделениями, искусственное водное препятствие на близком подступе к Ленинграду в системе р.Дудергофка – Лиговский канал.

Для обслуживания фронта постоянно требовались краткосрочные и долгосрочные гидрологические прогнозы по рекам, озерам и болотам. Возглавлял группу прогнозистов профессор Л.К.Давыдов. В основном требовалось предсказание хода уровней воды в реках, дат замерзания рек и озер, толщин льда в конкретный момент времени, характера ледовых образований, вскрытие рек и разрушение льда. Прогноз замерзания рек и озер Кольского полуострова и Финляндии выполняла бригада сотрудников под руководством В.А.Шмидта. Заблаговременный прогноз на осень 1941 г. был составлен бригадой под руководством профессора Г.Я.Вангенгейма.

В период проведения войсковых операций остро стояли вопросы о краткосрочных, с заблаговременностью 1–3дня, речных гидрологических прогнозах. Гидрометеорологические службы фронтов не имели достаточно хорошо разработанных по этим вопросам методических пособий. С этой целью, группа ленинградских и московских гидрологов, под руководством М.И.Львовича, составили в 1942 г. практическое руководство по основным приемам гидрологических прогнозов. В Руководстве приведены простейшие методики прогнозов, которыми могли пользоваться не специалисты-гидрологи и метеорологи, а штабные войсковые работники разных уровней. Это Руководство нашло свое применение в войсках, в их оперативной практике.

Для фронта постоянно требовались сведения о болотных массивах, их гидрологическом режиме  в различное время года, степени обводненности, промерзания и оттаивания мерзлого слоя, несущей способности болот и ряд других сведений. Для использования болот в целях обороны необходимо было знать целый комплекс характеристик болот. Эти материалы готовились, в основном, по данным  литературных источников и архивных сведений, хранившихся в различных организациях города. Оперативной группой руководил Г.Н.Артамонов. Консультировал работу группы профессор А.Д.Дубах. Большим достижением группы была разработка  метода ежедекадного прогноза промерзания болот, который применялся на протяжении двух зим и получил положительную оценку военных.

Приближалась блокадная зима 1941-1942 г. Институт терял свои силы, но упорно продолжал работу по обслуживанию фронта и осажденного города.

Оперативный прогноз замерзания Ладожского озера на осень 1941 г. был выполнен профессором И.В.Молчановым. В течение многих лет он занимался гидрологическим режимом этого озера. По отдельным вопросам режима Ладожского озера были подготовлены специальные записки профессором В.М.Родевичем.  Полученные ими сведения оказали существенную помощь в организации массовых перевозок по военно-автомобильной дороги через Ладогу. Дорога вступила в строй с 22 ноября 1941г и действовала в 1941 —1942 гг. в течение 152 дней.  Она обеспечивала подвоз грузов к осажденному Ленинграду и эвакуацию населения из города.

В октябре 1941 г  Институту, совместно с Институтом коммунального хозяйства и Физико-техническим институтом, были поручены работы по научному обеспечению функционирования Ледовой дороги. Руководил этой группой Б.В.Проскуряков. В состав группы входили Н.Н.Петруничев, В.П.Берденников и др.

Основные направления работы группы заключались в изучении несущей способности ледяного покрова, ее усиления путем намораживания льда и применения покрытий, способствующих прохождению по трассе боевой техники, автомашин и людей. С этой целью были сконструированы приборы, в основном прогибомеры, позволяющие определить прогиб льда под нагрузкой и дать рекомендации по прохождению транспорта без повреждения дорожного полотна. Опытные площадки были расположены по Ледовой дороге. Работы по оценки несущей способности речного льда также проводились на переправах через Неву в районе Невской Дубровке. Полученные результаты непосредственно использовались при планировании и эксплуатации ледовых переправ. Гидрометеорологами Ленинграда был составлен ряд технических записок по выбору безопасных допустимых нагрузок при расчете грузоподъемности, обоснованию оптимальных параметров трассы и ряд других.            

При планировании работ на Ледовой дороге были в полной мере использованы материалы режимных наблюдений геофизической станции ГГИ, научным руководителем которой был профессор С.И.Руденко, а  возглавляла ее М.Т.Фарберг. Станция проводила регулярные наблюдения в течение всей войны.

Блокадная зима вносила свои коррективы в жизнь города и Института в частности. Не было электричества, воды, топлива, не ходили трамваи, продовольственный паек урезан до минимума. Усилились заболевания дистрофией и цингой, началась смертность сотрудников института.  Но работа шла своим чередом. Оперативные задания поступали со штаба фронта и их надо было выполнять. Люди постепенно выходили со строя. Были пересмотрены списки сотрудников Института и разделены на две группы: здоровых и больных. Постоянно работала группа под руководством З.П.Богомазовой и небольшая группа гидропрогнозистов.

В январе 1942 г. в Ленинград прибыл начальник ГУГМС КА генерал-майор Е.К.Федоров. После ознакомления с работой института и условиями жизни в городе он принял решения об эвакуации в Свердловск оставшихся в живых сотрудников, за исключением тех, кто решил остаться и продолжал работать в Ленинграде.

Дальнейшая работа, по предложению Е.К.Федоров, учитывая большую заинтересованность командования ряда фронтов по гидрологии водных объектов Северо-Запада  СССР, была направлена на завершение работ по гидрологическому справочнику этого района. Руководить работой было поручено З.П.Богомазовой. В этой группе работали В.ВКуприянов, И.Д.Денисова, Е.Н.Тараканова, Е.В.Серебренникова, О.К.Артемьев, В.М.Яворская, О.Я. Ойя, А.М.Павлова, Е.Н.Ветошкина и к.н. О.В.Ванеева, скончавшаяся от дистрофии до завершения работ по справочнику. Справочник, по объему более 50 авторских листов, выполнила группа в составе 10 сотрудников, истощенных от голода, работающих в не отапливаемом помещении, под угрозой бомбежек и обстрелов. Это был подвиг. Справочник был отпечатан на машинке в необходимом количестве экземпляров, снабженный графическим материалом и фотографиями и отправлен заинтересованным организациям для использовании. Это была основная работа Ленинградского отделения в блокадную зиму 1942 года.

В 1943г Командованию Ленинградского фронта потребовались гидрологические материалы для планирования наступательных операций на территориях временно оккупированных врагом. При их выполнении особенно полезными оказались гидрологические характеристики рек и озер, приведенные в Справочнике по Северо-Западному региону.

Особо затруднительным оказалось решение вопросов связанных с проходимостью болот по трассам наступления. Болот в Ленинградской и Псковской области много и обобщить гидрологические характеристики по типам болот и господствующим микроландшафтам было затруднительно. Привлечение к этой работе научный сотрудник Ботанического института АН СССР Е.А.Галкиной и использование разработанной ей методики дешифрирования материалов аэрофотосъемки болот, позволил дать обстоятельные ответы на запросы фронта по расположению болот и их проходимости. Большой спрос на дешифрированные материалы со стороны сухопутных войск армии был полностью удовлетворен, а разработанная методика широко применялась в дальнейшем и на других фронтах.     

На 25 марта 1942 г списочный состав Ленинградского отделения составлял 136 человек.  Работали на полном рабочем дне 35 человек, откомандированы в гидрометслужбу Ленфронта – 21 человек.

В период блокады в осажденном городе по неполным данным погиб 81 сотрудник института. Из них начальников подразделений и старших научных сотрудников — 25 человек, на фронтах войны – 17 наших сотрудников. Гидрология лишилась многих крупных ученых, талантливых инженеров и организаторов. Мы не имеем права забыть имена погибших.

 

Научно-исследовательские работы Государственного гидрологического института  по гидрометеорологическому обеспечению различных родов войск, и оборонного строительства  выполненные в Свердловске в 1942 – 1944гг.

 

В начальный период организации Свердловского Отделения ГГИ его штат состоял из 168 чел. Руководил работой отделения военный инженера 2 ранга Урываев В.А.

По приказанию начальника ГУГМС Красной Армии генерал-майора Федорова Е.К. в Свердловском отделении  Гос.гидрологическим институтом были организованы  в летне-осенний и зимний период  1942 г. работы по оценки проходимости болот и снежного покрова различными родами войск.

С этой целью, приказом Начальника ГГИ, военинженера 2 ранга Урываева В.А.,  была создана Экспедиция №1 ГГИ под руководством военинженера 3 ранга Б.В.Проскурякова и его заместителя военинженера 2 ранга А.П.Доманицкого. В работе экспедиции деятельное участие принимали ст.техник лейтенант В.В.Куприянов, ст.техник лейтенант Н.Н.Петруничев, ст.инженер Г.И.Шамов, инженеры С.Н.Волкова, В.П.Кадышева, Б.С.Орлова,  Т.А.Горшунова, В.Г.Гмошинский и военврача 3 ранга К.М.Малькова. В работе также приняли участие профессор Моск.инст.торфа Н.А.Наседкин,  в качестве консультантов – нач.инженерных войск УралВО полковник Л.Е.Орлов, военврач 1 ранга, профессор Серебро и док. мед. наук, профессор Летовет.

Для экспериментальных исследований были выбраны болотные массивы в районе г.Свердловска, которые репрезентативны к основным типам болот, встречающихся в районах протекающих боевых действий и на территориях будущих сражений. Из 17 типов болот в соответствии с классификацией, существующей в то время, было изучено 8 типов, на которых проводились полевые экспериментальные исследования.

Проходимость болот пехотой оценивалось по степени утомляемости подразделений бойцов различного возрастного контингента, как с применением различных физиологических стимуляторов (сахар, бензедрин, коланин, кофеин, витамины В и С, алкоголь и др.) так и, в основном, без них. Общее число маршрутов, пройденное пехотой при этих экспериментах, составляет 5600 “человеко-километров”.  

В результате для передвижений пехоты по болотным массивам были разработаны соответствующие рекомендации, учитывающие тип болота, оптимальный режим и скорость перемещения. Для переброски крупных воинских частей были рекомендованы специально разработанные простейшие устройства (мостки), позволяющие ускорить перемещение пехоты и сохранить силу бойцов.

Рекомендации по проходимости неосушенных болот конницей были разработаны на основе исследований, выполненных ГГИ в период 1932 – 1937 гг. с целью оценки проходимости местности (болот) в западной пограничной полосе СССР. При исследованиях  также учитывались результатам прохождения одиночных лошадей по болотам в районе Свердловска. Было установлено, что при сильном увлажнении деятельного слоя торфяной залежи, без специальных инженерных средств, для лошадей болота непроходимы. В большинстве случаев для переправы рекомендовано применять искусственные покрытия в виде временных колейно-щитовых дорог, настилов, матов и ковровых щитов-матов из хвороста.

Наиболее сложные исследования были выполнены по проходимости болот. бронетанковой техникой и колесной артиллерии. Причем,  как в зимний, так и летний периоды года. Задачи, связанные с проходимостью болот  гусеничными и колесными агрегатами решались как теоретическим путем, так и натурной постановкой специальных экспериментов.

Для испытания проходимости болот гусеничными агрегатами  УралВО выделил тяжелый танк КВ, средний – Т-34, легкий – Т-60, а также трактора ЧТЗ-65, СТЗ-НАТИ и трактор конструкции  ВНИИТП.

Для опытов  с колесными агрегатами были выделены пушки калибра 45 и 76 мм, а также гаубицы калибра 122 и 152 мм.

Проходимость болотных массивов обусловлена несущей способностью верхнего горизонта  торфяной залежи. Было установлено, что в теплый период года несущая способность болота обусловлена рядом факторов, главными из которых является растительный дерновой  покров и верхний, деятельный, слой торфяной залежи.

Транспортные свойства болот представляли собой  совершенно не изученную область болотоведения. Оценка характеристик несущей способности потребовала создание (впервые в мировой практике) специальных приборов и оборудования. Были проведены опытные исследования по оценки деформации залежи и оценена несущая способность различных типов болот в зависимости от степени их увлажнения и других гидрометеорологических характеристик.

Наблюдения показали, что область деформации дернины и залежи ограничены узкой полосой, прилегающей непосредственно к гусеницам. Наличие кустарничкового яруса с развитой корневой системой создает дополнительную прочность, при которой она выполняет роль арматуры и распределяет напряжение на большую площадь залежи.

В результате выполненных экспериментов была разработана методика расчета несущей способности различных типов болот и даны  рекомендации в отношении оценки пределов проходимости болот в теплый период года, с учетом характера и скоростей движения гусеничной техники.

На основании расчетных данных, проверенных опытными заездами танков, были разработаны и рекомендованы основные типы легких дорожных покрытий для форсирования болот гусеничной техникой. В числе их - сплошная гать на продольных лагах с обжимными брусьями, выстилка из бревен и жердей, усиленная применением обжимов, настил из фашин и хвороста и др.

Рекомендовано осуществлять передвижения по болотам колесных грузов, в том числе и артиллерийских систем, с помощью механической и конной тяги, только при наличии специальных настилов и временных дорог. Под орудия и зарядные ящики были разработаны специальные лыжные конструкции, что существенно облегчает перемещение их по болотам.

Рекомендуемые типы усилений несущей способности и дорожных конструкций, в зависимости от характера болота и класса нагрузки,  были классифицированы по группам микроландшафтов и 18 типам болотных массивов. Это дало возможность, используя аэрофотосъемку болот и картографический материал,  оценивать проходимость болот при планировании крупных наступательных фронтовых операций.

Для форсирования конкретного болотного массива в ходе наступательной операции были разработаны рекомендации для инженерной разведки болота. Результаты разведки позволяют уточнить степень проходимости и выбрать оптимальную трассу переправы через конкретное болото.

Результаты экспериментальных работ по форсирования болот в летний период года изложены в рекомендациях,  разработанных Б.В. Проскуряковым.  Рекомендации применялись в войсках при подготовке и проведении  наступательных операций.

При разработке методов форсирования болотных массивов особое внимание было уделено ликвидации аварий на трассах  переправ через болотные массивы. С этой целью были разработаны конструкции клетчатых опор, для извлечения танков и тягачей из болота, конструкции специальных анкерных устройств, для крепления тросов, разработана конструкция “самовытаскивателя” для гусеничной техники.  Проведены эксперименты на болотах по извлечению из торфяной залежи тяжелой техники и подготовлены соответствующие рекомендации по этим вопросам.

Результаты исследований по проходимости болот различными родами войск, полученные на основании выполненных теоретических работ и экспериментальных опытов,  были обобщены в монографии и в соответствующих рекомендациях по проходимости болот различными родами войск, под редакцией В.А.Урываева и Г.Р.Брегмана.

В зимний период промерзания больших заболоченных пространств, трудно проходимых или вовсе не проходимых летом, и мощный снежный покров зимой значительно изменяют проходимость местности.  Для оценки проходимости болот в зимних условиях были проведены (в декабре 1942 – январе 1943 г.) натурные эксперименты по определению несущей способности промерзшего деятельного слоя залежи. Они позволили изучить поведение гусеничного агрегата и особенности его движения по замерзшим болотам, деформацию промерзшего слоя под нагрузкой, а также установить наименьшую толщину промерзшего слоя, допускающую движения танков по болотам различного типа.

Было установлено, что проходимость основного среднего танка Т-34 на низинных травяных и мохово-травяных обводненных болотах обеспечивается при глубине промерзания 20-22 см. Опыты показали, что при глубине промерзания болот около 30 см возможно передвижения самой тяжелой гусеничной техники. Одновременно разрабатывались теоретические вопросы, которые позволили обосновать методы расчета и прогноза глубины промерзания  различных типов болот, что было особенно важно при проведении будущих боевых операций в северных, северо-западных, западных и южных районах Европейской территории СССР.  Поэтому, установленные наименьшие глубины промерзания для различных типов танков и типов болот, позволяли оценивать возможность форсирования их при наступательных операциях в зимний период. Это давало определенное  преимущество в осуществлении маневра и передвижении войск.

Опыты в натурных условиях также показали, что даже для тяжелых танков типа КВ, при мощности снежного покрова в 60 – 70 см, могут возникать непреодолимые препятствия при их перемещении. Теоретическим путем и полевыми опытами были разработана методика расчета критической толщины снежного покрова  являющаяся предельной, выше которой перемещение танка становится невозможным. Экспериментальные работы зимой 1942-1943 г. дали удовлетворительные совпадение рассчитанной критической толщины и измеренной высоты снежного покрова в натуре, при плотности снега в пределах от 0,18 до 0,28 г/см3.

Выполненные работы позволили дать рекомендации по проходимости снежного покрова и промерзших болот. Рекомендации применялись в войсках при планировании транспортных и наступательных операций.

В 1942 году были изданы Гидрологическим институтом Гидрометслужбы КА гидрометеорологические справочники к листам карты масштаба 1:1000000. В них даны описания болот и приведены сведения об их проходимости.

Одновременно с работами по обеспечению оборонных заказов был выполнен целый комплекс работ по обеспечению народного хозяйства, перестроенного в соответствии с условиями военного времени. Профессором Д.Л.Соколовским была выполнена крайне необходимая работа для обеспечения оборонного строительства на Урале [Соколовский Д.Л. Водные ресурсы рек промышленного Урала и методика их расчета. Труды НИУ, серия 4, вып.7. Гидрометиздат, 1943, 248 с.].  За оценку водных ресурсов промышленного Урала, ведущий научный сотрудник  ГГИ Д.Л.Соколовский был удостоен Сталинской премии.

В 1943г. Зайков Б.Д. защитил докторскую диссертацию по стоку рек Европы.

До конца 1943 г. в Свердловском отделении ГГИ работал крупный морской отдел. Он выпускал справочные издания по гидрологии морей, прогнозы их режима и обеспечивал командование фронтов необходимыми материалами. В конце 1943 -начале 1944г. работы по гидрологии морей в ГГИ были прекращены, и на базе Морского отдела в Москве был организован Государственный океанографический институт ГУГМС.

В конце 1942 г. группа сотрудников  Свердловского отделения была командирована в Москву, в Центральный институт прогнозов. Возглавлял группу Р.Г.Брегман. В ее состав вошли Г.П.Калинин, М.И.Гуревич, В.В.Пиотрович, Л.Г.Шуляковский, К.В.Молькентин и др. На эту группу были возложены обязанности по организации службы гидрологической информации и прогнозов для нужд фронтов.     

В июне 1944 г. ГГИ возвратился в Ленинград. Правительство страны высоко оценило деятельность Института в годы войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 6 октября 1944 г. в связи с 25-летним юбилеем института, за выдающиеся успехи в деле развития советской гидрологии и успешное выполнение заданий командования по обеспечению Красной Армии гидрологическими материалами Государственный гидрологический институт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Двадцать пять человек из личного состава Института были награждены орденами и медалями СССР. Орденом Красного Знамени был награжден инженер-подполковник Г.Р.Брегман, Орденом Трудового Красного Знамени были награждены М.А.Великанов, Б.Д.Зайков, М.И.Львович, Д.Л.Соколовский и Урываев В.А.

Приказом Начальника ГУГМС №520 от 7-10 октября 1944 г.группе сотрудников ГГИ, за отличную работу и достигнутые успехи была объявленная благодарность и они были награждены именными часами.

В послевоенные годы ряд гидрологических исследований, выполненных в период войны 1941 – 1945 гг., стали фундаментом новых направлений современной гидрологии. В основу написания этой статьи положены воспоминания сотрудников института Селюк Е.М., Богомазовой З.П., Спенглера О.А. и других, а также архивные источники ГГИ.